• 1 октября — Арина — журавлиный лет На Арину (или чуть раньше, или чуть позже) улетают журавли. Вслед улетающим журавлям принято было крикнуть «Колесом дорога!» — чтобы по весне они обязательно вернулись. Если на Арину журавли полетят, то на Покров надо ждать первого мороза; а если их не видно в этот день — раньше Артемьева дня (2 ноября) не ударить ни одному морозу. Собирают и сушат плоды шиповника. 2 октября — Зосима — заступник пчел, лакомый стол. Трофим. Ульи ставят в омшаник, готовят к зиме. Собирают мед. В более южных районах ульи убирают позднее — на Савватия (10 октября). Улья в погреб ставь, праздник меда правь. Молодежь устраивает Трофимовские вечерки на которых девушки выбирают женихов, а те — невест. Поют соответствующие песни, играют внутри избы в танцевальные игры с выбором пары. И шла Маша по дорожке, Потеряла две сережки, Два серебряных кольца, Выбирай-ка молодца. Посмотрите-ка на нас, Какая пара создалась, Парочка прелестная, Выбирай любезную… Ты журавль длинноногий, Не ходи ты по дороге, А ходи по полосам, Где боронят боронам. Бороны железные, Выбирай любезную. И.Репин Вечерка 3 октября — Астафий Приметы на Астафия посвящены ветрам (Астафьевские ветра), по ним судят о будущей погоде, кроме того собранный хлеб начинают сплавлять по рекам под парусами, стараясь успеть до ледостава. На Астафья примечай ветер: северный — к стуже, южный к теплу, западный — к мокроте, восточный — к ведру. Если в этот день будет ветер с юга, значит, будет хороший урожай озимого хлеба на будущий год. В Черноземье южные ветры в назывались «сладимыми», считалось, что они несут плодородие. 4 октября — Кондрат, Игнат Погода этого дня продержится без изменений четыре недели. Кондрат с Игнатом помогают богатеть богатым. 5 октября — Фока, Иона Если с березы лист не опал, снег ляжет поздно. На Иону нельзя есть рыбу — вспоминают о пребывании пророка Ионы в брюхе кита. Библейские источники гласят, что пророк Иона ослушался указания Господа и отправился не туда, куда ему было предписано. Чтобы вразумить Иону Господь поднимает на море бурю и корабельщики тянут жребий, чтобы выяснить кто виновен в ее возникновении. Иона, вытянув жребий, берет вину на себя и призывает бросить за борт его, после чего шторм немедленно стихает. Иону же проглатывает кит — три дня и три ночи проводит тот в его брюхе, но не теряет присутствия духа — молится и верит, что Господь простит его и позволит вновь увидеть белый свет, что в итоге и происходит — кит извергает его на берег. Определенный аналогии здесь можно увидеть с мифическим созданием Руси: чудо-юдо рыба-кит. 7 октября — Фекла-заревница, запрядальная На Феклу начинались замолотки — то есть молотьба хлеба в овинах. Овин натапливали и рано утром при огне начинали молотьбу. Фекла-заревница — зарева от осенних огней. Замолотки — начинают по утрам молотить с огнем. Первый овин называют именинником. Для именинного овина варят молотильщикам кашу. Сложа руки снопа не обмолотишь. В сырую осеннюю погоду овин невозможно было высушить без огня, но и огонь разводить было крайне опасно — каждый год из-за неосторожности овины горели «сплошь и рядом, везде и каждую осень». Народная молва обвиняла в этом овинника, некого аналога домового, но более чужого, отстраненного, а значит и трудного в нахождении с ним взаимопонимания. Овинника описывали так: «Вот он сидит в нижней части строений, где разводят теплины и днем пекут деревенские ребята картошку, — сидит в самом углу подлаза днем и ночью… глаза горят калеными углями, как у котов, и сам похож на огромного кота, величиной с дворовую собаку, весь черный и лохматый. Умеет брехать по-собачьи и, когда удается ему напакостить мужикам, хлопает в ладоши и хохочет не хуже лешего. Сидеть...в ямине указано ему для того, чтобы смотреть за порядками кладки снопов, наблюдать за временем и сроками, когда и как затоплять овин, не позволять это делать под большие праздники, особенно в Воздвиженьев день и на Покров… на худой конец разгневается так, что закинет уголь между колосниками и даст всему овину заняться и сгореть.» День же получил наименование «заревник» (Фекла-заревница), с одной стороны, по причине того, что молотьба начиналась рано поутру — с зарей, а с другой стороны — как раз из-за связанной с этим действием опасности пожаров. Название же «запрядальница» (Фекла-запрядальная) связано с другой традицией — полагалось в этот день хотя бы немного попрясть, чтобы потом это дело шло легко и в охоту. 8 октября — Сергий Радонежский В северных губерниях считалось, что на Сергия начинается, а с Матрены зимней (22 ноября) устанавливается зима. Кроме того, существовало (повсеместно) поверье, что от выпадения первого снега до окончательного приходя зимы — 40 дней. С Сергия земля засерит (от снега). Если первый снег на Сергия, то зима установится на Михайлов день (21 ноября). Зимний путь устанавливается в четыре семины (седмицы) от Сергия. Первый снег выпадает за сорок дней до зимы. Рыженко Павел Викторович. Преподобный Сергий Радонежский. Центральная часть триптиха. Сергий Радонежский (1314—1392 гг.), благословивший Дмитрия Донского перед Куликовской битвой, был одним из самых почитаемых святых старцев на Руси. Он считался хранителем Руси, выдающимся подвижником, человеком необычайной мудрости и высочайшей духовности. Интересно, что он в равной мере почитался и Русской православной церковью (канонизирован в лике преподобных в XV веке) и старообрядцами. По версиям альтернативных историков Сергий Радонежский, возможно, являлся скорее носителем древней традиции и мудрости, нежели более позднего христианского учения (кстати, до нас не дошли его собственные письменные свидетельства, только житие написанное его учеником, которое не содержит ни единой даты, кроме кончины). В ряде гипотез он прямо именуется волхвом в смысле "мудрец", "просветленный старец". В иных трактовках его ключевой заслугой называют то, что он сумел примирить и определенным образом сблизить эти два мировоззрения. Не отсюда ли его повсеместное почитание среди народа, который продолжал придерживаться дохристианский верований, традиций и праздников как минимум до XVIII века… Так, доктор исторических наук профессор Александр Владимирович Пыжиков (2003–2004 зам.министра образования РФ), указывает на то, что традиционно на Руси святым почитался человек который «из лесу вышел с медведем» — то есть смог стать товарищем дикому и могучему зверю, издревле являвшемуся символом России (а ранее — ипостасью бога мудрости Велеса). Подобный эпизод из жития Сергия Радонежского прекрасно известен и послужил источником вдохновения целому ряду художников: «каноническая» версия гласит, что однажды медведь пришел к его уединенному жилищу, но Сергий не испугался, так как понял, что тот не свиреп, а голоден — и поделился с ним хлебом, после чего зверь стал часто к нему приходит и превратился в ручного. Конечно, один этот эпизод ничего не доказывает, но желающие могут углубиться в эту тему и найти другие интересные аналогии. Кстати, ровно такой же эпизод с медведем есть в житии Серафима Саровского, который также считался в народе святым еще задолго до официальной канонизации. 10 октября — Савватий-пчельник Во всех регионах России заканчивали укутывание на зиму ульев. Работать в этот день считалось большим грехом, а с молитвами к Савватию — покровителю пчел просили обращаться в первую очередь детей, так как считалось, что пчелиный промысел был «одним из тех, которые требуют нравственной чистоты и праведной жизни перед богом», а все дети до 12 лет являются безгрешными. 13 октября — Григорий На Григория полагалось заменить солому в постелях, сжечь старую и положить новую. Также существовал обычай купания детей на пороге из решета для того, чтобы уберечь их от порчи и болезней. Этот обряд требовал соблюдения целого ряда условий на этапе подготовки, а также произнесения определенного заговора. Так для зачерпывания воды полагалось пойти на утренней или вечерней зорьке к месту, где встречаются три реки (или же на три озера или три ключа), идти следовало молча, не кланяясь, не отвечая на приветствия и не оглядываясь, а уже дома, трижды умывая ребенка водой собранной их трех источников, произносился следующий заговор: «Во имя отца и сына и святого духа. Аминь. Встану, не благословясь; пойду, не перекрестясь; из избы не дверями, со двора не калиткой, не в чистое поле, не под светлый месяц, не под часты мелки звезды, не на утренней заре, не на вечерней. Пойду я, раб божий, с озера на озеро, с реки на реку, с ключа на ключ. В тех озерах и в реках и на ключах вода живая, текучая и палючая. Той водой обливаю и окропляю я, раб божий, пенья и колоды, сухие кочки и белые камни; смываю и снимаю всякую нечистоту и щерботу… Будьте вы, мои слова, крепки, в ключи и в замки, и во веки веков. Аминь." (из книги «Круглый год, русский земледельческий календарь». Москва, издательство Правда, 1989 г.) Хотя в заговоре сопровождавшим данное действо и есть упоминания «отца и сына и святого духа», «раба божьего», а начинается и заканчивается он словами «аминь», но в остальном — это несомненно магический ритуал, обращенный к силам природы и пришедший из глубокой древности. 14 октября — Покров Читать полную версию текста на сайте СНЕГИРЬ. 17 октября — Ерофей С Ерофея холода сильнее. С Ерофея зима шубу надевает. Считалось, что на Ерофея буйствуют лешие. Они «дурят в лесах»: бродят, хохочут, хлопают в ладоши, ломают деревья, гоняют зверей. Поэтому ходить в лес в этот день никому не рекомендовалось. Зато уже на следующий день лешие исчезали полностью — до следующей весны. Подробнее про образ лешего с связанные с ним приметы — в статье про приметы и праздники сентября (см. 4 сентября Агафон-огуменник). 20 октября — Сергий С Сергия зима начинается. Сергий — заиндеви дубравы, обели травы. Если Сергий снежком покроется, то с ноябрьской Матрены зима встанет на ноги. Первый прочный снег выпадает с ночи. 22 октября — Яков Яков, брат божий, крупицу (град, крупу) пошлет. Позже всех до сего дня растут сыроежки. Яков — древопилец. Заготавливают дрова для русской печи. 23 октября — Евлампий и Евлампия (Лампея) На Евлампия рога месяца кажут на ту сторону, откуда быть ветрам. Если на Лампею рога месяца на полночь — быть скорой зиме, снег ляжет посуху; если на полдень — скорой зимы не жди, будет грязь да слякоть до самой Казанской (4 ноября) осень снегом не умоется, а белый кафтан не нарядится. 25 октября — Пров На мученика Прова наблюдают звезды и гадают по ним о погоде и урожае. Яркие звезды — к морозу, тусклые — к оттепели. Сильное мерцание звезд преимущественно синими оттенками — к снегу. Много ярких звезд — к урожаю гороха. 27 октября — Параскева — грязниха, льняница, порошиха. Параскева Пятница. На грязнуху не бывает сухо. На грязниху большая грязь — четыре седмицы до зимы. Если грязь велика, лошадиное копыто заливается водой, то выпавший снег сразу устанавливает зимний путь. На Паракеву-льняницу начинают мять и трепать лен. Образ христианской великомученицы Параскевы в народном сознании слился воедино с остатками культа богини Макоши. Последняя (на бытовом уровне) традиционно покровительствовала браку, родам, хорошему урожаю, достатку, домашнему уюту, прядению, различным женским занятиям, и днем ее почитания считалась именно пятница. Христианская традиция объясняет прозвание святой Пятница тем, что «параскева» именно так и переводится с греческого — родители назвали девочку в память о дне, когда Христос претерпевал самые страшные мучения на кресте. Параскева Пятница считалась покровительницей зимнего женского рукоделья, а с днем ее почитания связано множество строгих запретов и историй о женщинах, их нарушивших. В пятницу нельзя прясть, а шить можно. В пятницу не только нельзя прясть, но даже иметь в доме конопель. Кто прядет в пятницу, у того на том свете слепы будут отец с матерью. Кто в пятницу много смеется, тот в старости будет много плакать. Бытовали поверья о том, что Параскева превращает прявших по пятницам «женщин-непочетниц» в лягушек — именно от этого и пошли на земле лягушки. Иных же, не оказывающих ей должного почета может заколоть спицами. С другой стороны, люди верили, что святая Пятница не только наказывает, но и помогает, награждает: она ходит по земле в образе молодой женщины, примечает кто как живет и как соблюдает обычаи, помогает добрым благочестивым людям. Ей же молились девушки об удачном замужестве, что опять же сближает образ Параскевы с древней богиней Макошью — хранительницей семьи, дарительницей достатка и Великой пряхой, ткущей саму ткань мироздания со всеми людскими судьбами. Важнейшие символы, сопутствующие Макоши — это веретено, нить и ее спутник — кот (или кошка). По одной из версии само слово КОШ-ка связано с именем богини МаКОШь. Подробнее об образе Макоши как создательнице ткани мироздания в сказке «Курочка Ряба». Подробнее о спутнике Макоши кошке (версии происхождения слова, образ кошки в сказках). . 30 октября — Осий. На пророка Осию колесо прощается с осью (то есть происходит окончательное пересаживание с телег на сани). 31 октября — Лука. Деды. В православном календаре день посвящен евангелисту Луке — покровителю иконной живописи. Однако, вероятно, в древности этот день повсеместно среди индоевропейских народов был как-то связан с переходом в потустороннее, смертью и предками. Так, в западной традиции этот день широко известен как Хэллоуин — современная коммерциализированная атрибутика праздника далеко ушла от своего первоначального смысла и приобрела совершенно иные оттенки и акценты. Однако, истоки его идут от кельтского праздника Самейн, который изначально являлся праздником урожая и завершения годового цикла сельскохозяйственных работ. Народные праздники урожая, в свою очередь, всегда связаны с благодарением богов и предков (см. Оспожинки в приметах сентября). Поразительно, но до сих пор в Беларуси на третью неделю после Покрова в субботу (то есть как раз в районе 1—10 ноября) принято отмечать Деды (Дзяды) — то есть это день поминовения предков. Считается, что в этот день духи умерших близких приходят прямо домой, чтобы посмотреть на живых — поэтому не принято даже ходить на кладбища. Для духов предков оставляют угощение, веники в бане, и проч. — то есть и славяне издревле верили, что в темные ночи на рубеже октября и ноября истончаются границы между мирами и можно встретиться со своими умершими родными как наяву. Несомненно, это одновременно и радостное событие, так как предки всегда считались хранителями, но и опасное время, так как в Явь могут проникнуть и иные — враждебные сущности.
  • Тел:      8 (831) 212 42 32
    E-mail: mt_tkani@mail.ru

  • Тел:      8 (831) 212 42 32
    E-mail: mkom2013@mail.ru

  • 8 800 234 81 52
    (по России бесплатно)

  • Напишите нам

    neptun_ash