• Сентябрь-хмурень. Имя и символика месяца русский народный календарь. Название месяцев Русский народный календарь. Древнее и современное название месяцев. Сентябрь наречен поэтами вечером года. Но есть у этого времени своя неповторимая особенность: ясность далей. Прозрачный воздух как бы раздвигает горизонт, приоткрывает далекий окрестный вид. Осень яснее лета. В садах доцветают астры, гладиолусы, настурции. Поникают, вянут пышные георгины. При виде их невольно навертываются фетовские строчки: «Дохнул сентябрь, и георгины дыханьем ночи обожгло». Ночи еще теплые, но для цветов осенняя свежесть губительна. Древнерусское название сентября — «руен» — связывалось с желтым цветом осени, «ревун» — с дождями и непогодой, «рюин» — с гоном, ревом оленей, «хмурень» — с угасанием солнечного света, хмурым небом и ранними сумерками. Нынешнее название сентября происходит от латинского «септимус», что означает «седьмой». В древнеримском календаре он был седьмым по счету (первым считали март). И хотя астрономическая осень начинается с 23 сентября — дня осеннего равноденствия, все же активность всего живого и сейчас заметно ослабела. Наступает «пышное природы увяданье». День заметно пошел на убыль. Солнце как бы «съезжает с горы». В Древней Руси первый день сентября по старому стилю был первой встречей осени и назывался в народе летопроводцем — проводами лета. С этого дня начиналось так называемое бабье лето. Оно продолжалось, по одним подсчетам, одну неделю, по другим — две. Дело в том, что наши предки трижды встречали осень. Первого сентября — первый праздник встречи осени или первые осенины, восьмого — вторые, а третьи осенины — 14 сентября, на Воздвиженье (сдвиженье), когда «хлеб с полей сдвинулся, а птица в отлет пошла». 1 сентября. День Андрея Стратилата. Андрей Тепляк. Бабье лето. Начало осени. По современному календарю сентябрь открывается днем Стратилата Тепляка. Тепляк держится, ушедшему лету вслед кланяется. 2 сентября. День Самуила. Мужской праздник. Самойло-пророк сам Бога о мужике молит. 3 сентября. День Фаддея. На Фаддея было принято убирать лён. Улежи-ка, мой ленок, белый да мягкий, не бойся ни ветру, ни вихрю, ни частого дождичка, ни красного солнышка. 4 сентября. День Агафона Огуменника. В этот день леший из леса в поля выходит, бегает по деревням и селам и разбрасывает снопы по гумнам. 5 сентября. День Луппы Брусничника. Первые заморозки — «лупповские». На Луппа — овсы морозом лупит. Коли брусника поспела, так и овес «отбронел» (дошел). Заморозки первые, если в это время журавли на юг потянули — ранняя зима. 6 сентября. День Евтихия. Тихий и безветренный день на Евтихия предвещал хорошее льняное семя будет на корню. 7 сентября. День Тита Листопадника. День Варфоломея. Пришел Варфоломей, жито будут на золу сеять. Тит Листопадник последний гриб растит. Кто раньше на Тита встает, больше других грибов наберет, а кто поздно встает, тот только за крапивой пойдет. 8 сентября. День Натальи Овсяницы и Андриана. На Наталью Овсяницу овес косят. «Не вырастет овес — наглотаешься слез»,— приговаривал крестьянин. Тогда же отмечали осеннего Петро-Павла Рябинника. Срывали рябину и кистями вешали под крышу, чтоб прозябла, провяла, сахару понабралась. Часть рябины предусмотрительно оставляли на кусту — дроздам-рябинникам, снегирям-краснозобам и всякой другой птичьей сестре-братье. 9 сентября. День Пимена Великого и Пимена Палестинского. На Пимена крестьяне выходили кланяться рябине и собирали ягоды. В этот день рябину заваривали с чаем, варили из нее варенье, заготавливали на зиму. 10 сентября. День Анны и Саввы Скирдников. Скоро начнутся дожди, поэтому снопы в этот день начинали складывать в скирды. 11 сентября. День Ивана Постного. Иван постный — осени отец крестный. С постного Ивана — не выходит мужик без кафтана. После Ивана приступают дергать корнеплоды (кроме репы), копают картошку. Всяк корешок в своей поре. 12 сентября. День Александра Сытника. В его день было принято накрывать богатые столы, собирать гостей, устраивать пиры. 13 сентября. День Киприана или Куприяна. На Куприяна журавли собираются на болоте и держат совет: как лететь на юг, когда отправляться, какой путь выбрать. 14 сентября. День Семена Столпника или Летопроводца. Первая встреча осени. В допетровской Руси Новый год начинался 1 (14) сентября, в Семен-день. Оттого-то крестьянский численник приурочивал к этой дате завершение многих летних работ, последний посев ржи. Кто не убрал колосовые, считай, пропали: зерно выпало наземь. На Семен-день до обеда сей-паши, а после обеда на пахаря вальком маши. К этому времени часто устанавливаются погожие теплые деньки — бабье лето. По давним заметам, оно длится всего неделю — с 14 по 21 сентября. Припекает солнышко, лазурный свод неба чист и ясен, каж ется, ненароком лето вернулось. Если первый день бабьего лета ясен, то и осень будет теплая. Бабье лето ненастно — осень сухая. На Семеновы осенины много тенетника — осень долгая да ясная. Иногда Семен слыл гусепроводом, провожающим диких гусей в ж аркие страны. Но вообще-то этот срок для отлета гусей слишком ранний. Если гусь отлетит в такую пору, ожидали ранней зимы. Когда-то на Семен-день устраивали мушиные похороны. Завернутых мух зары вали в землю. Совершали такой обряд девушки, причем с песнями и в праздничных нарядах. А парни, конечно, подглядывали за ними, выбирая себе пару. 15 сентября. День Мамонта Овчарника — покровителя коз и овец. День Федота и Руфины. На Федота и Руфинн не выгоняй скотину. Скотину выгоняли — беду нагоняли. 16 сентября. День Домны. Торопились убрать лен до наступления сильных дождей и холода. 17 сентября. Неопалимая Купина. Праздник иконы Божьей Матери «Неопалимая Купина», которая считалась охранительницей от пожара и молнии. 18 сентября. День Захария и Елизаветы. Девушки гадали на суженого, пытаясь узнать свою судьбу. 19 сентября. День Михаила. День становится на пять часов короче. На Михаила работать нельзя — Бог накажет. Начинались первые морозы. Михаил заморозком прихватил. Действительно, прихватывают михайловские утренники! 20 сентября. День Луки. В этот день убирали лук: чернушку и севок — на семена, а репку или «лук второй земли» — для стола. Чудодеями лука когда-то слыли ярославские огородники, поднимавшие гряды подле Ростова Великого. Этими умельцами был выведен превосходный сорт лука «кубастый», слава которого и поныне не померкла. Уже в те давние годы были известны лечебные свойства лука. Лук да баня всем правят. 21 сентября. Рождество Богородицы. Осенины, вторая встреча осени. По утрам воздух свеж, ознобен. На травах — глубокая роса. Солнце встает как бы нехотя, понуро. К полудню еле доберется до высоты в 34 градуса, а ведь в летнее солнцестояние поднималось на 57 градусов. Оттого-то и дни на 5 часов укоротились и тепла поступает в два раза меньше. Бабье лето покрасовалось, побаловало теплом и отошло. Вскоре за ним перевалила и рубежная дата — осеннее равноденствие. Этот момент считается астрономическим началом осени. Припадают дождички. Сентябрьские осадки благотворны для садов и озимых. Полезны они и для ярового клина. Интересно, что в мартовское и сентябрьское равноденствия Солнце посылает на Землю одинаковое количество тепла. Но наш март значительно холоднее сентября. 22 сентября. День Акима и Анна. День Рожениц. Поздравляли молодых матерей, чествовали повивальных бабок. Пекли пироги, варили кашу и приглашали женщин на пир. 23 сентября. День Петра и Павла Рябинника. В этот день срывали ягоды рябины и вешали под крышу. Из рябины делали рябиновый квас. По ней также пытались судить о дальнейшей погоде. Много рябины — будет много дождей, а зима будет суровой. Мало рябины — осень будет сухая. 24 сентября. День Федоры, всякое лето кончается. Не всякое лето до Федоры дотянет. Разнепогодилось, дожди, слякоть одолевают. Две Федоры в году: осенняя и зимняя, одна — с грязью, другая — со стужей. Осенние Федоры подол подтыкают, а зимние Федоры платком рыло закрывают. 25 сентября. День Артамона Змеевика. В этот день всякая змея уходит в лес и прячется до весны. 26 сентября. День Корнилия. Считалось, что начиная с этого дня корень более не растет. Корнилий корень в земле не растет, а зябнет. 27 сентября. Воздвиженье, третья встреча осени. Первые зазимки. Сдвиженье тепло сдвинет, а холод надвинет. Воздвиженье к зиме двигает. Воздвиженье — последний воз с поля сдвинулся, а птица в отлет пошла. С этого дня медведь залегает в берлогу. Набрался жирку Потапыч, отведал корней крушины слабительной, очистил желудок и в берлогу. Змеи, сбившись клубками, под трухлявые пни попрятались, в спячку впадают. На Воздвиженье ни змеи и никакой гад по земле не движется. На Воздвиженье первая барыня — капуста (срубают капусту). С полей тянутся возы с тугими кочанами, со спелым овощем. Молодежь по такому случаю затевала вечеринку — «капустник». Дергают репу, обрезают ботву и корень: «Не дремли, баба, на репорезов день». О репе в загадке говорится так: «В землю крошки — из земли лепешки». Репу ели пареную, вареную (в похлебках и каш ах), вяленую и просто так. 28 сентября. День Никиты Гусятника — гусепролет, гусарь. Гуси летят — зимушку на хвосте тащат. На «гусаря» стригли овец. До больших холодов они успеют обрасти новой шерстью, а снятую, промазанную жиром, на валенки да на шерстяные онучи, на суконки пустят. Зимой в лапотках без суконок не выйдешь за порог. Последние дни сентября оглашены кликам и отбывающих гусей и журавлей. Не могут пернатые спокойно улететь с милой стороны. «Колесом дорога, колесом дорога! Возвращайтесь весной обратно!» 29 сентября. День Ефимии. Птичья косточка. По косточкам птиц гадали о том, какой будет зима. 30 сентября. День Софии, Веры, Надежды и Любови. Всесветные бабьи именины. В этот день праздновали свои именины многие девушки и женщины, поэтому со временем начали отмечать Вселенские бабьи именины. С ним поздравляли всех женщин.
  • Тел:      8 (831) 212 42 32
    E-mail: mt_tkani@mail.ru

  • Тел:      8 (831) 212 42 32
    E-mail: mkom2013@mail.ru

  • 8 800 234 81 52
    (по России бесплатно)

  • Напишите нам

    Brix-Sage